Георгиевская ленточка

ВЫБОР ПОРОДЫ ОХОТНИЧЬЕЙ СОБАКИ

Сейчас самое время выбирать породу охотничьей собаки - есть время окончательно определиться  и навести справки о питомниках и заводчиках, об ожидаемых пометах.

 Вряд ли кто-то будет оспаривать, что охота с собакой это совершенно другой уровень и по результативности и по получаемым ощущениям и эмоциям. 
 Естественно, что каждому охотнику хочется сходить и на птицу, и на зверя; и сезон охоты чтобы был подлиннее, но мало кто из охотников имеет возможность заниматься всеми видами охоты и позволить себе содержать несколько собак для разных видов охоты и по материальному положению, и из-за места проживания.
 Поэтому речь может идти не о выборе универсальной породы (одинаково хорошо работающая во всех видах охоты), а породы «разносторонней», удовлетворяющей предпочтениям и возможностям конкретного охотника, перекрывающей максимально возможное количество видов охоты. Такой выбор всегда компромисс, который каждый разрешает сам.


 
Эти заметки не Наставление по выбору породы, я просто изложил свои взгляды и свой опыт в этом вопросе и совсем не обязательно, что у других охотников критерии и мотивы выбора породы будут такими же. Более того, у многих владельцев охотничьих собак изначально иной подход, но я честно рассказал, чем руководствовался, насколько удовлетворен выбором и что в итоге из моих ожиданий и надежд сбылось, а что нет.
Адресованы эти заметки охотникам, впервые выбирающим для себя породу собаки. Их могут не читать те, кто уже определился и сделал выбор - стал поклонником, фанатом (в самом лучшем смысле этого слова) определенной породы. Они до мельчайших нюансов и тонкостей знают вопросы воспитания, содержания и охоты со своей собакой.
 Однако советуясь с ними, не следует забывать, что многие не способны объективно оценить свою собаку, которая для них - «свет в окошке», и постараться выслушать как можно больше мнений.

Идеальный вариант - поучаствовать в охотах с собаками тех пород, к которым начинаешь склоняться. Тогда не только отпадут многие вопросы, но и обнаружатся моменты, о которых не предполагал, и выяснится, совпадают ли твои представления с реальностью. Это может помочь уже на этой стадии выбора избежать ошибок.
 Но, с другой стороны, всегда надо учитывать что увиденное, это работа всего лишь одной, конкретной собаки этой породы. И качество этой работы в большой степени зависит от владельца собаки. 

Настойчивой и целенаправленной работой с собакой можно добиваться существенного расширения её возможностей даже в нехарактерных для этой породы видах охоты. Но достичь этого можно исключительно самостоятельными занятиями с собакой, чтобы получить максимальное взаимопонимание. Это требует больших физических затрат, времени, терпения и никакие натасчики не помогут, поэтому следует заранее оценить свои возможности.

Сейчас следует учитывать ещё и возросший людской пресс в местах охоты. Для собаки с широким поиском и склонной к длительному и далекому преследованию зверя это дополнительная опасность быть украденной или застреленной. 
Иногда это происходит и не по злому умыслу, а от незнания: увидит такой «доброхот» (особенно женщина) в безлюдном месте собаку без хозяина на дороге, забирает в машину и увозит. Особенно актуально это для районов с развитой сетью дорог, с доступностью угодий в большую часть охотничьего сезона для любого транспорта. 
Одну из своих собак я потерял именно так: преследуя зверя вышла к наезженной дороге и исчезла у машинной колеи (следы на свежем снегу было хорошо видно).

Ещё один важный момент, с которым надо определиться именно на стадии выбора породы и решить для себя какую собаку ты хочешь в итоге получить.
Если собаку, отвечающую всем требованиям стандарта породы и участвующую на официальных испытаниях, тогда и подход к её воспитанию и подготовке соответствующий. 
 Или же собаку, подготовленную для работы именно с тобой, для тех видов охоты, в которых ты участвуешь, требуя от неё действий и поведения удобных для тебя. Тогда для некоторых пород твои требования могут не совпадать с требованиями стандарта, помешать возможности выставлять собаку на испытания.

Я глубоко уважаю труд тех, кто занимается с собаками в строгом соответствии с канонами породы, сохраняют и развивают её. Но для того, чтобы подготовить собаку с максимально разносторонними возможностями участвовать во всех своих охотах, иногда приходится жертвовать отдельными жесткими требованиями канонов породы.

  В моем случае отправные условия выбора породы были такие:

1. Доступны все виды и способы охоты на водоплавающих, полевую и боровую дичь, ондатру, бобра, барсука, лису, зайца, косулю. Охота на мелких пушных мне не интересна, кабан и лось – экзотика (единичные случаи не должны влиять на выбор породы).
Сезон охоты с 15 августа по 28 февраля: 2,5-3 месяца - чернотроп, и 3,5-4 месяца - по снежному покрову.

2. Рельеф местности переменный, есть лесостепь, боры, смешанные леса, много водоемов. Климат резко континентальный, плюсовые температуры днем почти до ноября. При температуре ниже минус 20-23 градусов с собаками не охочусь. Открытая вода почти до ноября, а в Енисее круглый год. Снежный покров умеренный и сильно различается в разных местах. Летом жара бывает за 30, а зимой морозы за 40 градусов.

3. Условия содержания собаки - просторная квартира на 3 этаже, поэтому габариты собаки не важны.

4. Свободный график работы, возможность брать отгулы почти в любое время. Места выгула в шаговой доступности, охотничьи угодья начинаются сразу за поселком, транспорт свой (машина, лодка), ближайший водоем в 500 метрах. В угодьях провожу не менее 2-3 дней в неделю, а в сезон охоты до 4-5 дней.

5. Семья была согласна на любую породу.
 
Желание иметь охотничью собаку было всегда, но характер работы и у меня, и у жены долго не позволял этого (непредсказуемые вызовы на работу в любое время суток помимо плановых дежурств).
 Только с уходом в 1989 году «на вольные хлеба» появилась такая возможность и начались муки выбора. До этого «в живую» наблюдал и участвовал в охотах с гончими, лайками, спаниелями, дратхаарами, даже пойнтер был у отца в 50-тых годах.

На охоту я предпочитаю ездить один или с женой и, изредка, с приятелем, поэтому мне очень хотелось условно говоря «подружейную» собаку. 
В том смысле, чтобы она не уходила в поиск за пределы выстрела (если только сам не отправлю); могла добрать или найти подранка; принести с воды птицу; гнала и держала зверя с голосом. 
 Материальная сторона тогда меня не волновала - при необходимости всегда мог заработать необходимую сумму «ударным» трудом на «подработках».
Долго никак не мог определиться: легавые, ретриверы и спаниели преимущественно по птице; гончие - лиса, заяц; лайка - копытные, барсук. 
 Сезон охоты на птицу с собакой у нас продолжается не более 20-25 % всего сезона, поэтому из «птичьих» остаются только дратхаары (шерсть курцхааров для нашего климата подходит меньше).

Гончие для меня сразу исключались по двум причинам: первое - слишком мало видов дичи им интересны; второе - все гончие, из тех что я видел, охотились «сами по себе», уходили слишком далеко и постоянно приходилось их искать (бывало и не один день). Да и держать гончую в квартире…

Лайки наиболее универсальны, могут работать и по перу, но имеют для меня большой минус в том, что слишком далеко уходят в поиск. И ещё один минус, не менее важный, - преследуют зверя чаще всего молча, что сильно затрудняет охоту.

Норных собак я тогда практически не знал, у нас их просто не было, и ошибочно полагал, что мне не нужны собаки с такой узкой специализацией. Получалось, что выбирать надо из двух пород: дратхаар или лайка, которые, как считал, мне не совсем подходили.

Тогда в начале 1989 г. я обратился в отдел собаководства журнала «Охота и охотничье хозяйство», который отец выписывал ещё с 1956 года. Они связали меня с Гусевым Владимиром Гавриловичем, журналистом и большим знатоком охотничьих собак, которому я бесконечно благодарен за его консультации и помощь в выборе породы, а в дальнейшем, и за советы по воспитанию собаки, за подаренные авторские книги.

С его легкой руки я уже весной самолетом привез из Москвы месячного щенка вельштерьера. Эта собака прожила у нас 11 лет очень активной жизнью, окупила расходы на себя и поездку уже в первый сезон, перенесла несколько операций после ранений зверями.
 После неё и её дочери возможности приобрести вельша уже не было, и я перешел на ягдтерьеров, о чем так же не пожалел.

Возможно, что мне просто повезло, но действительность превзошла все мои самые смелые ожидания и после трех десятков сезонов я даже не представляю, какие из других пород могли бы так удачно мне подойти.

 



Теперь подробнее о недостатках этих пород и способах их преодоления.

*Самый большой и неисправимый недостаток - несанкционированный заход в нору. До залегания барсука в спячку (пока не заткнет отнорки) при других видах охот приходится избегать участков, где есть норы, что вносит существенное ограничение в выбор мест охоты.

*Второй существенный недостаток - полное отсутствие самоконтроля физического состояния. Собака не выйдет из боя или будет преследовать зверя пока в прямом смысле слова не упадет без сил. 
Трудно уследить за этим и мне не раз приходилось своих собак отливать водой или приносит в машину на руках. А одна из ягдов в сильный ветер плыла с битым селезнем против волн не бросая его, пока не остановилось сердце.

*Прекращение подачи голоса когда зверь дошел - анонсирование врожденное качество. Но «насладившись» победой и вернувшись ко мне, все мои собаки отводили к трофею.

*Небольшие размеры собак не позволяют им апортировать с воды на сильном течении крупногабаритный трофей (гусь, бобер) – избегаю участков с сильным течением или использую приспособление («царапку»). https://gorlevskijblog.blogspot.com/2015/04/blog-post_29.html
 На спокойной воде проблем нет – приносят или «буксируют».

*Замедленное передвижение по густой высокой траве - недостаток, оказавшийся достоинством: поставив собаку на начало следа, успеваю добраться на номер (предполагаемое место выхода зверя). 

* Малый вес собак (до 10 кг) не позволяет удержать крупного зверя, зато и не пугает их – косуля, кабан, лось не убегают, а пытаются отогнать или не обращают внимания. Непрерывное облаивание помогает подойти на выстрел.

* Невозможно использовать сразу двух собак на воде (как и в норе) - вступают в беспощадную конкуренцию за трофей, топят друг друга - приходится запускать по одной.

* Невозможно отозвать из норы, если там находится зверь. Единственный способ закончить нежелательную охоту - отойти от норы, спрятаться и наблюдать. Собака через 20-60 минут выходит из норы посмотреть здесь ли хозяин, и если не видит, то бросает нору и начинает искать меня.
 Если заметит, то снова уйдет в нору и больше не выйдет - будет ждать пока начнешь копать шурф. Можно оставить у норы еду и миску с водой и ехать домой - утром собака будет на месте или придет по первому зову.

О достоинствах.

*Все собаки работают по зверю с голосом и в норе, и когда гонят на верху. Причем опытная собака (на 4-5 году) ведет себя «грамотно» - голос подает, но на зверя или птицу сильно не наседает, дерево не царапает и ждет подхода хозяина.
Если зверь отбивается или залазит в крепи на отстой - зовут хозяина простым лаем (отличается от гонного) с отдельные "выкриками" "диким" голосом. 
Если через 5-7 минут не подойти, то активно нападают и гонят дальше.

* Короткие ноги затрудняют передвижение по глубокому снегу, однако хорошая физическая форма позволяет двигаться с приличной скоростью высокими прыжками (как кузнечики) по 2-3 дня подряд. Зато уплотнившиеся уже после первых ветров наметы снега и наст выдерживают собаку.

* Малый рост компенсируется хорошей прыгучестью (у тренированных собак) - легко запрыгивают на холку косуле и валят её с ног. Подранки при этом быстро доходят.

*В воду идут в любое время года, отлично плавают и даже могут нырять за подранками и битыми трофеями (утки, ондатра, бобер).

* Страстная защита своей (на их взгляд) территории и имущества (дом, машина, дача, лодка, битый зверь). Все, с кем вместе приехал на охоту - друзья, к чужим –нейтральны, пока те ничего из вещей не трогают.

*Очень удобны при сплавах на надувной лодке и в качестве грелки при ночевках в холода.

К сожалению, годы берут своё и, при необходимости, я физически уже не смогу норным породам обеспечить своевременную помощь в достаточном объеме, спасти в критической ситуации в норе.
 Исключить несанкционированный заход в нору этих собак невозможно, поэтому я вынужден буду «перейти» на другую породу, с выбором которой так пока и не определился окончательно.


PS. В существующей классификации пород собак само название группы «норные» провоцирует искаженное представление о возможностях её представителей. 
 До сих пор очень многие (чуть ли не большинство) охотников считают их узкоспециализированными собаками для работы исключительно в норах и не знают о многих других их способностях. Но достаточно раз-другой увидеть работу норных в охотах на верху, чтобы оценить их достоинства и захотеть завести такую же собаку.

У норных пород очень большой процент травматизма и гибели в норах (недостатки в селекции и подготовке собак, низкая квалификация охотников) и в последнее время появилась устойчивая тенденция ограничить работу собак в норе.
Нередко (в основном от «офисных» охотников-теоретиков) звучат советы об использовании собак норных пород (вельшей, фоксов, ягдов) исключительно в охотах «наверху». 
Советуют со щенячьего возраста не только не притравливать на норе, но и вообще запрещать заходить в неё.
Это очень недальновидно: рано или поздно возникнет ситуация, когда собака окажется в норе!  И не важно, рядом будет хозяин или нет, но инстинкты возьмут своё: по кровяному следу; за подранком; «по зрячему» или просто по «парному следу» собака уйдет под землю!

Проблема не только в том, что собака, не знакомая с работой в норе, гораздо более уязвима для зверя. Но и сам охотник, её хозяин, так же не обладает знаниями и навыками поиска и помощи такой собаке. От неопытной собаки зверь может достаточно легко оторваться и закопать ей выход; сама собака может растеряться в незнакомой обстановке, а когда рядом не будет зверя, она и голос перестанет подавать - тут уже растеряется и запаникует хозяин.


Я считаю, что использовать собак норных пород в охоте наверху можно только после того, как они будут уверенно работать в норе по дикому зверю.

 Гусев В.Г. вообще настаивал, что норных можно привлекать к другим охотам только после 2-2,5 лет, когда они уже станут опытными «подземными» бойцами.

PPS. Забыл упомянуть об одной из норных – таксе, которая при всех её достоинствах, для наших условий исключается сразу из-за слишком коротких ног:
- не догонит ни одного подранка ни птицы, ни зверя;
- по чернотропу (до 50% сезона) её использование в густой и высокой траве и на суше и на воде слишком ограничено;
- охота с ней по снегу выше 15-20 см (до 40% сезона) практически не возможна.

2 комментария:

  1. Доброго времени суток! Очень было бы интересно узнать о том какую породу вы выбрали после ягжтерьера?

    ОтветитьУдалить
  2. Года три уже эстонская гончая, которая живет в доме и на охоте используется очень мало.
    После того, как усыпили последнею ягдочку (11 лет, повторная неоперабельная онкология) эстонка была "бальзамом на душу" нам с женой. Однако, мне нужна была охотничья, "подружейная" (работающая "на коротке") собака, а эстонке до ягдов и вельшей в этом плане "как до горизонта".
    Так что сейчас охочусь практически без собаки, если не считать поиск и добор подранков.

    ОтветитьУдалить