Георгиевская ленточка

О БЕЗОПАСНОСТИ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ

Не буду повторять общеизвестный перечень принадлежностей, необходимых в лодке. Прописные правила поведения на воде так же должны выполняться неукоснительно – это аксиома. Немного дополню только своим многолетним (более 60-ти лет) опытом пользования «надувастиками».

Не будем рассматривать здесь и требования к экипировке и снаряжению водников-экстремалов и спортсменов-гонщиков – у них свои «заморочки». Больше внимания уделим неочевидным «мелочам», которым часто не уделяется внимание, но последствия могут быть трагическими.

Может и не каждый рыбак или охотник уже сталкивался с очень серьезными происшествиями на воде, но случаи потери или повреждения снастей, или амуниции и снаряжения, упущенные трофеи, может припомнить каждый.

Собираясь в дорогу

Выходя на воду, обязательно надо предупредить своих близких, куда вы направляетесь, примерное время продвижения по маршруту, о местах планируемых ночевок, о способах связи.
 Я на каждый сплав заранее по снимкам из космоса всегда намечаю несколько мест для безопасных стоянок для разных вариантов (скорости) движения, уровня воды, погоды. 

Нередко ещё на берегу, на стадии подготовки к спуску лодки на воду, при сборке и накачивании можно нанести лодке повреждения, незаметные сразу. 
Особенно это актуально в местах постоянного спуска и слипования лодок. Да и в любом другом месте можно «словить» замытый сучок или камень с острой кромкой. 

Для исключения подобного, стелю на землю полог размером примерно 2 на 3 метра. Ранее это были брезент или дерматин, а последние годы – кусок старого баннера, который недорого можно приобрести в рекламных «конторах».


Его же использую в качестве причала при частых подходах к берегу (рыбалка завозом, на жерлицы, переметы и т.п.) – позволяет выходить на берег сразу на сухое, не повреждая дно лодки.

 



О якоре 

Мне трижды доводилось находить на Енисее чужие надувные лодки, унесенные течением или ветром (за одной из них долго гнался по фарватеру).
 Может «подложить свинью» и волна от проходящей мимо лодки с мощным мотором. Поэтому первое, что делаю после доставки накачанной лодки к воде, привязываю якорь и кладу его на берег.
 Только после этого занимаюсь остальными вещами и снаряжением. Точно так же, причаливая к берегу, всегда сразу же выкладываю якорь за борт.



Не стоит недооценивать возможность не только моментально отдать якорь, но и сняться с него. Поэтому якорный фал (мотовило с ним) должен крепиться в легко доступном месте (а не к ручке для переноски, например, к которой быстро не подобраться).
Даже если якорь не держит на стремнине, он не позволит вынести лодку на струю и потерять; её будет постепенно «подбивать» к берегу, что освобождает руки рыбаку для маневра или работы со снастью.
Гарантия этого – несимметричное крепление якоря по отношению к лодке. Особенно это важно при сплавах по безлюдной местности: даже не заметив сразу, что лодку унесло, или оказавшись за бортом, можно будет догнать её по берегу и сохранить себе здоровье, а то и жизнь.

Когда требуется срочно отцепить лодку от якоря, я просто выбрасываю за борт плавающее мотовило. Затем, в спокойной обстановке, его можно легко подобрать.



Особенно актуально это при рыбалках на сплавах на «балду», «покатуху» или спиннинг. А так же, при «мертвых» зацепах якоря или поклевках крупной рыбы в сложной ситуации на воде (порог, коряги, залом и т.п.).

Замечу, что на сплавах НИКОГДА не использую якоря с острыми лапами – слишком велика вероятность повредить лодку не только в экстремальной, но и в самой заурядной ситуации. Повреждение от якоря не сравнятся с «дыркой» от сучка или коряжки.


Температура воздуха и воды

Накачивая лодку, не забываем, что изменение температуры на 10 градусов приводит к изменению давления в баллонах на 20% - для моих лодок это целых 0,5 бар! 
 Так, например, лодка с НДНД и «мелкомотором», накачанная до номинального давления на берегу в теплую погоду, при спуске на холодную воду (горная река, Енисей ниже ГЭС) может не выйти на глисс. 
На эти «грабли» я и сам наступал, поскольку температура воды ниже Саяно-Шушенской ГЭС даже летом всего несколько градусов!
Поэтому после пайольной лодки «Клай», на лодке «Трофей-Роджер» с НДНД потребовалось качать до большего давления.


Отклонения давления от рекомендованного могут привести к негативным последствиям.

Превышенное - от повреждения швов (да и самой ткани ПВХ), до взрыва в жару. Если и не взорвется, то излишнее напряжение ПВХ приводит к проколу даже от незначительных механических воздействий твердыми предметами. Пониженное – к деформации лодки и риску переворота или «складывания» лодки на скорости.

Все знают (только почему-то забывают) про необходимость следить, чтобы не перегревались на солнце баллоны, но каждый год у кого-нибудь они или взрываются (реже), или «ползут» швы, а чаще всего, отклеивается фурнитура.
 Когда лодка на воде, это происходит крайне редко (я достоверных случаев не знаю), но бывает так, что на стоянке вытаскивают лодку на берег до половины, забывая стравить давление или укрыть от солнца. 
При этом не учитывают конструктивное расположение баллонов, т.е. один баллон может касаться воды (охлаждается), а другой быть полностью на суше (перегрев). 

 На весельных лодках в жаркую погоду на стоянках я обычно баллоны приспускаю, но лишь до такого состояния, чтобы в экстренной ситуации можно было быстро ею воспользоваться (подобрать битую птицу на течении, вытащить крупную рыбу и т.п.). 

 На лодках с мотором ситуация иная: если воздух стравить, то потом штатной «лягушкой» не удастся «добить» до давления, позволяющего выходить на глисс, даже просто идти на моторе может быть опасно.
 Поэтому на продолжительных и многодневных сплавах с мотором приходится брать с собой двухходовой насос со встроенным (сам установил) манометром. Хотя его габариты и великоваты, зато позволяет накачивать до штатного давления.



При больших суточных перепадах температуры воздуха или воды могут также ослабляться струбцины ПЛМ, и лодка становится неустойчивой, а мотор даже может соскочить с транца и упасть в воду. 
Особенно при резком маневрировании в экстремальной ситуации. Поэтому, кроме периодической  проверки затяжки струбцин (о которой часто забываешь), необходима страховка за рым на транце. 



Ночевка

Выбирая место для ночевки, не важно, на берегу или на воде, обязательно помнить о возможности резкого подъема воды (обильные осадки в верховьях) и сильного ветра. 
Избегать стоянок поблизости деревьев сухих или стоящих на яру.

 Ночуя на воде, нежелательно стоять «внутри» крутых поворотов реки, в «трубе» между высокими берегами или высоким и деревьями, под высокими обрывистыми берегами.

На ночь лодку (если ночую не в ней) ВСЕГДА вытаскиваю на берег и привязываю к деревьям или машине – необходимая предосторожность от повреждений о сучки или камни порывами ветра (у нас они не редкость).

На Енисее дополнительные проблемы создают непредсказуемые подъемы уровня воды из-за ГЭС. 
У нас с женой был случай, когда ночуя в палатке на высоком берегу затона на острове, ночью были разбужены водой на дне палатки. За несколько часов вода поднялась на 1,7 метра! 
Благо, что давно привык привязывать лодку на длинный фал, иначе лодка бы затонула, а вещи и мотор пострадали.

К вопросам безопасности можно отнести и заботу о здоровье во время нахождения на водоеме.
Мне доводилось ночевать в ноябре на островах при -17 и снеге по колено (густой туман не дал подняться против течения на Енисее) - спасли палатка, спальник и собака-грелка.
 Среди лета, так же на островах в поездке за ягодой, заночевали с женой (мотор отказал) - в лодке были плащ, фуфайка, кусок пленки 2 на 2 метра. Сплели вокруг костра от ветра круглую стенку из тальника и спокойно выспались на постели из веток, укрывшись своими "тряпками". 

Подобное случается каждые 2-3 года, а потерять здоровье хватит и одного раза. Поэтому соответствующее снаряжение, средства защиты от непогоды и запасная одежда - необходимость. 

Нынче изготовил и уже опробовал на сплавах легонький и простой стояночный тент:
https://gorlevskijblog.blogspot.com/2021/07/blog-post.html

Вещи в лодке

Очень полезная «штука» - гермомешок: защита вещей и от дождя, и от случайных падений в воду. 
Только я не использую «заводские» гермомешки – они все почему-то огромных размеров. Это крайне не комфортно для небольшой лодки: и размещать неудобно, и чтобы найти и достать что-то, приходится на ограниченном пространстве много вещей перекладывать туда-сюда.
 Я предпочитаю небольшие мешки (скорее, сумки), отдельно для продуктов, спальных принадлежностей, запасной одежды и т.п. В продаже их не встречал, но их легко сделать самому. Я сделал несколько сумок из строго надувного матраса и баллонов «умершей» резиновой лодки



Укладывая вещи в лодку без ликтроса, продеваю через лямки рюкзаков, гермомешков, чехлов оружия, палаток и спальников шнур и креплю его к бортовому лееру. 


 На лодках с ликтросом удобно пользоваться индивидуальными креплениями для каждой вещи. Их легко изготовить из отрезков металлической или пластиковой трубы диаметром 15-20 мм., сделав в них продольный пропил и вставив металлическое полукольцо или шнур



Опасно находиться в лодке в забродниках или болотных сапогах с развернутыми отворотами – каждый год реки забирают жизни людей, пренебрегших этим правилом! 

Когда погода позволяет, хожу по лодке босиком или в тапочках (на дне лодки у меня легкий коврик из ковролина на полиуретане).



В холодную или влажную погоду обуваюсь в короткие сапожки ЭВА. В них же на сплавах удобно выскакивать на косы для вываживания рыбы на быстром течении.


На многодневные сплавы беру и болотники, но пользуюсь ими исключительно на берегу.

Обязательным считаю постоянно иметь при себе легко доступный прочный, надежный складной выкидной нож, либо нож в чехле (ножнах) на поясе или в специальном кармашке на штанах. Случаются ситуации, когда необходимо срочно обрезать якорный фал или снасть (свою или чужую) и т.п..

Металлическими канистрами в надувной лодке стараюсь не пользоваться: во время перевозки или погрузки при случайном ударе металлическим предметом по такой канистре может образоваться малозаметный острый заусенец, крайне опасный для «надувастиков». 

Пластиковые емкости с бензином перед закручиванием пробки обязательно слегка сжимаю, чтобы исключить вытекание горючего или даже разрыв емкости при нагревании на солнце.

 Для заправки мотора бензином вместо воронок, «склонных» к падениям в воду, применяю самодельные «насадки», которые прочно держатся на канистрах.
 Для их изготовления использовал половинку старой «груши» для перекачки бензина. 
Материал бензостойкий и упругий - прочно держится на канистрах от 1 до 5 литров.


Собаки в лодке

Не редко беру с собой в лодку одну из своих собак, что требует дополнительных мер предосторожности.
 Брать двух и более, крайне не желательно из-за их конкуренции между собой при виде потенциального трофея.
 Собака не только зверя замечает раньше хозяина, но и на рыбу может среагировать довольно бурно. 

 Собака в надувной лодке должна строго знать «свой угол» и не мешать обзору и управлению лодкой. Удобнее всего ей находится на носовом рундуке, если он, конечно, не заполнен "с горкой".



 Обязательно надо предусмотреть защиту от повреждения лодки когтями (полог, накидку и т.п.) – какая бы послушная и спокойная собака ни была, в любой момент может появиться что-нибудь её привлекшее или напугавшее (рыба, птица, зверек, резкий звук и т.п.). 

Зато собака – гарантия сохранности вещей и безопасного и полноценного отдыха и сна хозяина.

Разное

* Не припомню ни одного сезона, чтобы не возникала необходимость экстренно опустить и завести мотор. В заводском исполнении для этого нужны обе руки, поэтому я на все свои моторы ставлю пружинку на фиксатор поднятого положения мотора.

Тогда достаточно одной рукой слегка подать мотора за колпак на себя и фиксатор освободит мотор. С таким фиксатором опустить и завести поднятый мотор можно за 2-4 секунды.

* Если на ходу бросить румпель, то мотор сразу сбрасывает обороты до минимальных.
 С одной стороны, это необходимо из соображений безопасности, но с другой - нередко бывает нужно, чтобы лодка сохраняла движение с постоянной скоростью. 

Для этого сделал фиксатор газа: на одном конце отрезка 4-х мм. проволоки загнул ушко (колечко), а на другом нарезал резьбу М4, пропустил сквозь резиновую ручку газа на румпеле, вставил пластинку-упор и навернул гайку. 
Для фиксации положения ручки газа достаточно повернуть фиксатор за ушко на четверть или пол-оборота.


* «Родные» весла из дюраля пусть и не сразу, но все таки тонущие. Поэтому сразу же сделал их «надежно плавучими» - набил внутрь мягкого пенопласта, а в торцы «пробки» из более жесткого.



* Мне нередко приходится на веслах пересекать участки с очень сильным течением, где нужно двигаться быстрее, поэтому «родные» лопасти на веслах заменил на лопасти большего размера. В ЗИП кладу пару запасных «барашков» (пусть даже простых гаек) крепления весла к уключине.
 Минимальный ремкомлект и ЗИП всегда должен быть в лодке, тем более что он лёгкий и небольшой по размеру.

* В дополнение к черпаку в лодке полезно иметь большую губку, кусок поролона - ею можно и воду убрать, и под голову на отдыхе подложить, и под «пятую точку», когда присядешь на холодную поверхность. Удобно ею мыть и осушать лодку перед сворачиванием.

*При освобождении блесны (спиннинга) от зацепа надо направлять движение верхушки спиннинга в стороны от лодки, иначе можно получить прокол баллона.

* С осторожностью следует рыбачить стоя в лодке ПВХ, особенно в одиночку, и там, где есть вероятность поимки крупной, сильной рыбы или сложная обстановка (сильное течение, переменные глубины, пороги, заломы и т.п.).

*На берегу на местах временных стоянок, чтобы в сумерках ни на что не напороться при охоте на уток и бобров, делаю «маяки» из бобровых огрызков – они белые и их хорошо видно издалека; к ним привыкли и не боятся ни птицы, ни звери.

* Удлинитель румпеля на маленьких лодках с «мелкомотором» (комплект эгоиста) бывает крайне необходим и без него можно или просто не выйти на глисс, или придется управлять лодкой в неудобном положении. Но сплавляясь по быстрой реке, удлинитель надо обязательно снимать, чтобы не мешал быстрому маневрированию.

* Двигаясь под мотором делать крутой поворот против ветра (или в пол-ветра) надо крайне осторожно. Особенно против сильного течения. В такой ситуации приподнятую переднюю часть лодки может подхватить ветром и перевернуть.
У меня даже на пустой «Казанке» под «Ветерком – 8», случались «неприятности» в такой ситуации.
Один раз лодку поставило почти «на попа» - пришлось буквально прыгать на нос, бросив румпель.
В другом случае лодку развернуло боком и просто выбросило на косу как «блинчики» пускают плоской галькой. Еле успел поднять мотор.

И самое главное: основная причина трагедий на воде — паника. А чтобы не поддаться ей, надо быть готовым к любой ситуации и морально, и «технически».

Комментариев нет:

Отправить комментарий