Георгиевская ленточка

БАРСУК: описание и поиск нор

В этой статье мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями за барсучьими норами, рассказать о том, как отличить постоянные норы от временных, и, наконец, о том, как их искать
Фото Cloudtail/flickr.com


Признаки «постоянных», или, «зимовальных», барсучьих нор («городки», «норники»)
- имеют обязательно несколько выходов («отнорков»);
- набитые тропы подходов (как минимум одна очень хорошо заметная);
- регулярно чистится, выгребается старая подстилка из «котла» и осыпавшийся грунт из переходов;
- имеют перед основным входом желоб (иногда достаточно высокий — у старых, многолетних);
- осенью, перед залеганием барсука на зиму, по-близости имеются участки «выкошенной» травы или кучи сухих листьев, следы волочения;
- весной рядом со входом колобки или рулончики из травы — остатки «затычек» («пробок»), точно такие же можно увидеть у нор и поздней осенью за 1—3 дня до залегания барсука;
- «туалет» — (лунка в земле) на расстоянии 20—75 метров от городка.

Признаки нор «времянок» («дневок»):
- наличие «туалета» — единственный надежный признак наличия норы-времянки, поэтому и искать их значительно труднее.
Барсук никогда не делает туалет где попало, а только поблизости от нор, чаще всего рядом с тропой в направлении основных «походов» в сторону кормежки (поля зерновых культур, увлажненные места и т.п.). Он ведет оседлый образ жизни, имеет одно постоянное, «родное», место для зимовки.
Сменить его он может только в форс-мажорных обстоятельствах:
- затопление или повреждение нор человеком,
- существенное обеднение кормовой базы в радиусе 2-3 км (вырубка леса «под ноль»,
- пожоги, заболачивание или подтопление и т.п.).
Но даже в этих случаях он регулярно проверяет свои бывшие «угодья» и норы; и возвращается, если ситуация исправилась. Может туда же заселиться и молодняк следующих поколений. При сильном сезонном прессе со стороны людей и скота (ягодники-грибники, выездные пасеки, отгонный выпас скота и т.п.) барсуки иногда покидают такие норы на весь «летний» сезон, особенно если в этой местности трудно выкопать новый городок (близкие грунтовые воды, частые колебания воды в водоемах, «тяжелый» грунт и т.п.).
Часто они переходят из одной норы-времянки в другую (поэтому и туалетов больше, чем барсуков) и возвращаются в «родную» нору только непосредственно перед залеганием. Не один раз наблюдал что, даже приступив к чистке норы и заготовке свежей подстилки, барсук дневать уходил во времянки: вроде и работал ночью, а собаки показывали, что пусто. И так до самых холодов.
Если обнаружен туалет барсука со свежим «содержимым», а городка (норника) поблизости нет, значит, надо искать нору дневку (времянку). Такие норы найти трудно: они не имеют выраженных троп, больших выбросов грунта у входа, заметных издалека, часто настолько зарастают травой и подростом, что разглядеть вход можно только на корточках. Зато они очень перспективны в плане охоты.
Начинать поиск лучше от туалета: попытаться определить направление тропинки (в одну сторону будут кормовые места, в другую — нора). Если тропа теряется, в первую очередь нужно попытаться выбрать и осмотреть наиболее вероятные места в радиусе до 50—75 метров: склоны бугров, искусственных возвышенностей, под крупными деревьями с кроной до земли, густые заросли у больших деревьев среди мелколесья, овражки и т.п.
На открытых местах хорошо просматриваются тропки к норе с утра, пока держится роса, а особенно если есть иней. Ну и последний вариант — двигаясь по спирали, начиная от туалета, методично осмотреть всю поверхность до земли в радиусе до 75 метров.

Большую помощь в поиске может оказать собака любой породы (норные только на поводке!) — влажная трава хорошо держит запах, а малая глубина времянок позволяет учуять зверя, находящегося в норе.
Лучшее время для поиска новых и проверки старых нор это ранняя весна, когда снег уже сошел, норы чистятся зверем, выбрасывающим наружу «затычки» и старую гнездовую подстилку. Трава еще не подросла, и норы, и свежие кучи земли, и мусора хорошо видны издалека.
Поиск нор хорошо совмещать со сбором грибов — и кормовые места барсука, и грибы чаще всего находятся в местах с повышенной влажностью, что связано, по-видимому, с более обильной и сочной растительностью здесь и, следовательно, с большим количеством «корешков» и «жучков-червячков».
Всегда, когда я вижу копки барсука, обязательно проверяю на наличие нор все подходящие места поблизости. Часто норы бывают в густых зарослях черемухи, причины не знаю, но ее опавшие ягоды барсук очень охотно поедает, и в начале осени ямки туалетов заполнены косточками.
Рельеф местности, где селятся барсуки, у нас очень разнообразный: от заболоченных низин со старицами и ручьями до довольно высоких холмов, от тайги до лесостепи. Зимовальные норы встречаются и на косогорах (многоуровневые, глубиной более 3 метров), и на равнинных участках, и на склонах оврагов, и даже на островах и рядом со старицами (с глубиной залегания не более метра!
Нередко встречаю в разных источниках высказывания о привязанности барсука к водоемам, даже о тропах на водопой, где его, якобы, надо караулить или ставить капканы.
 В нашей местности я никакой «привязки» барсучьих нор к водоемам не замечаю, более того, процентов 25—30 нор вообще не имеют близко водоемов.
 О «тропах на водопой» и не говорю — не встречал никогда!
Не связываю расселение барсука и с полями зерновых культур, даже, наоборот, много полей заброшено и заросло бурьяном, но барсука там меньше не стало.
А вот появление все новых фермерских хозяйств, занимающихся животноводством, стало для популяции барсука катастрофическим! В радиусе 1-2 км от этих хозяйств барсук исчез полностью, опустели даже городки с 40—50-летней историей.
Как, впрочем, исчезли и косули, зайцы, куропатки, тетерев и остались только лисы. Связываю это, с одной стороны, с конкуренцией свободно разгуливающих овец и свиней и, с другой, в большей степени, с беспривязным содержанием собак. Искать здесь барсука не стоит.
Когда барсук залегает в спячку. 
Время залегания барсука в спячку зависит только от погоды, и основной критерий — невозможность кормиться. Может неоднократно выпадать и стаивать снег (так чаще всего и бывает), но до наступления устойчивых холодов, пока поверхность почвы не замерзнет настолько, что перестанет оттаивать днем, зверь не залегает.
При первых ранних заморозках («утренниках») нередко кормится днем — удобное время для охоты с собаками. Не кормится он, за редким исключением, только в дождливую погоду — сырость не любит, зато в ближайшую ясную ночь выходит раньше и возвращается позже. https://gorlevskijblog.blogspot.com/2018/12/blog-post_8.html
 Ко времени залегания в спячку его вес увеличивается более чем вдвое!
Интересно, что барсук всегда очень точно предвидит «прогноз» погоды и готовится заранее. За 1—3 недели подчищает гнездовую камере (котел) и переходы — выгребает лишнюю землю. Затем, обязательно в сухую погоду, «косит» и притаскивает к норе охапки травы, сухих листьев или мха (реже) — для подстилки в котел. Дорожки примятой травы по направлению к норам хорошо заметны в этот период. Затем, уже перед самым залеганием, за 2—5 дней притаскивает «колобки» или «рулоны» (чаще из травы) для затыкания выходов из зимовального городка.
Подробные фотографии находятся здесь:                           http://gorlevskijblog.blogspot.com/2015/04/blog-post_99.html


«РОГ» вып.  № 1023  от 12.03.2014 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий