«Готовь сани летом, телегу зимой», поэтому именно
сейчас настало время, когда можно не спеша, тщательно обдумать и сделать
правильный выбор водного транспортного средства. До прихода «жидкой» воды можно
ознакомиться с опытом других, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
С надувными лодками я «знаком» ещё с конца 50-х годов – отец привез с фронта трофейную лодку немецкого летчика, сбитого над позицией их батареи. Это была небольшая продолговатая лодочка желто-оранжевого цвета размерами с камеру грузовика. Сидеть в ней нужно было на дне, ноги при этом упирались в противоположный борт. Однако отец, страстный рыбак и охотник, умудрялся садить в эту лодочку ещё и нас с братом и переплывать небольшие водоемы и речки.
После неё было ещё порядка десятка лодок, причем три из них я выловил в Енисее – видимо, их унесло ветром. Одна «катилась колесом» посередине фарватера – пришлось долго и далеко гнаться за ней. Одна из лодочек была такая маленькая и легкая, что входила в небольшой рюкзачок и надувалась ртом за несколько минут – я много лет использовал её на ходовых охотах.
Никаких особых мер по сохранению лодок зимой не применяю – помыл, высушил, и лежат слегка поддутые или не туго скатанные в подполье или на антресолях в гараже. Единственные обязательные при любых условиях действия: приехал домой, лодку вывернул, положил сушить и лишь на другой день тряпочкой вымел мусор и убрал. Одной из моих лодок уже далеко за 40 лет, но она всё ещё «на плаву» и имеет всего по одной заплатке на борту (окунем проткнул) и на дне (щука прокусила). Недавно, взамен состарившейся и ставшей ненадежной для дальних сплавов, жена подарила мне гребную лодку с надувным дном «Агул-270» из ПВХ. Такие лодки хотя и считаются двухместными, но рыбачить и сплавляться на них в комфортных условиях можно лишь одному (ну и плюс собака).
С подвесными лодочными моторами «общаюсь» с начала 60-х годов – это были «ЗИФ» и «Стрела» енисейского бакенщика, инвалида-фронтовика Федора Григорьевича Родина, товарища моего отца. Затем были «Ветерки -8, -12» и «Москва». Более мощными моторами мне пользоваться не пришлось – не было нужды: моя облегченная «Казанка» (без булей, «родных» тяжеленных лавочек и пайолов) с небольшим грузом легко выходила на глиссирование под «Ветерком-8», а с пассажиром и грузом под «Ветерком-12». Надежность этих моторов была настолько высока, что последние лет 6-8 в моей «Казанке» даже не было весел - только небольшой шест (отойти-причалить, да мели-перекаты пройти).
До позапрошлого года у меня надувные лодки с моторами «не пересекались», лишь теперь, с возрастом, встала задача подобрать такой комплект, чтобы легко управляться им в одиночку (грузить, переносить, устанавливать). Был приобретен китайский мотор 3,5 лс и я попытался «подружить» его с гребной лодкой «Агул-270».
Тут поджидал «сюрприз: пока не занялся изготовлением выносного транца, не замечал многих дефектов и откровенного брака лодки.
Не могу судить, относится это исключительно только к моему экземпляру или к «Агулу-270», как модели. Но после старых резиновых лодок «Агул-270» настолько мне понравился, что я много сил и времени потратил на попытки приспособить на неё подвесной мотор 3,5 лс.
Изначально было понятно, что на таких маленьких лодочке и моторе больших скоростей добиться невозможно даже теоретически. Да и цели ставились исключительно утилитарные: замена веслам, облегчить дальние переходы. Ну и естественное желание – использовать все возможности этого комплекта по максимуму. Да и многолетний «речной» опыт стимулировал к поискам.
Для установки мотора на эту лодку изготовил навесной транец, конструкция которого несколько раз менялась (способы крепления, расположение по отношению к кормовому баллону, возможность регулировки высоты мотора и угла наклона по отношению к лодке и т.д.).
Попытки использовать удлинитель румпеля имели незначительный эффект: появилась возможность идти только в пол газа, но при увеличении оборотов лодка встает «на дыбы» и легко может быть опрокинута даже небольшим порывом ветра (опыт такой имеется). Управление лодкой при этом становится не только не комфортным, но и просто опасным, что недопустимо на серьезных водоемах.
Испытания проводились в разных положениях мотора (1-3 дырка); с грузом и без груза; с удлинителем румпеля и без; со смещением рулевого вперед и без; с разной высотой транца.
По результатам испытаний можно сказать:
- из-за конструктивной особенности лодки (сильно приподнятые носовая и кормовая часть) при добавлении газа больше «малого» мотор буквально «залазит» под лодку и выйти на глиссирование на Агул-270 с мотором 3,5 лс невозможно;
- как замену весел мотор 3,5 лс можно использовать лишь с большими ограничениями (достаточно большой груз в носу лодки). И даже при этом условии поворот ручки газа допустим не более чем на 30-40% - водоизмещающий режим.
Окончательный вывод для «Агул-270»: при всех исключительно хороших «мореходных» качествах и удобстве в эксплуатации, эта лодка для полноценного использования с подвесным мотором не годится.
Далее была приобретена транцевая ПВХ лодка того же производителя - «Клай-270». Известно, что подобные лодки, из-за «своеобразного» соотношения длины и ширины, ведут себя под мотором также «своеобразно» - склонны «кобрить», дельфинить», плохо держат курс не только в поворотах, но и по прямой, и т.п. Избавиться (или уменьшить) эти недостатки можно с помощью дополнительных мер: увеличение жесткости лодки, изменение формы днища (киль), применение транцевых плит на лодку и (или) гидрокрыла на мотор – этим и занялся.
Поскольку поведение надувных лодок под мотором очень сильно зависит от малейших изменений их геометрии, то предсказать поведение конкретной лодки невозможно - помогут только эксперименты на воде, которыми и занялся. Чтобы иметь объективный «взгляд со стороны», поставил машину с видеорегистратором прямо у воды – при отсутствии тахометра и «джиписи» это помогло разобраться с некоторыми моментами, которые не заметить сидя в лодке. На таких видеороликах хорошо видно насколько правильно установлен мотор, как «сидит» лодка на воде, куда направлены и какого размеры «усы» и т.д. Всё это вечером в спокойной обстановке просматривал и анализировал, сравнивал со своими ощущениями на воде и затем в гараже вносил изменения в конструкции навесного транца и плит.
В процессе испытаний был изготовлен цельный пайол из 10 мм. фанеры и было решено сделать транцевые плиты на лодку, гидрокрыло на мотор, небольшой съёмный киль с установкой его между пайолом и дном. Но оказалось, что транцевые плиты настолько эффективны, что на них пока и остановился. Гидрокрыло отложил на будущее, а киль вообще не нужен – с испытуемыми плитами лодка отлично держит курс и в поворотах, и по прямой.
Окончательный результат, удовлетворивший меня, был получен за три выхода на воду. Сравнительно точный замер скорости был сделан самым простым способом: замерил время, за которое трижды пересек Енисей в приметном месте. Вечером посмотрел в интернете в программе SASPlanet расстояние в этом месте и получил скорость не менее 14 км\час. На мой взгляд, для такого комплекта это нормальный результат - меня устраивает!
https://www.youtube.com/watch?v=CxEdjUMA__8
(На звуки за кадром не обращать внимания – это собака в машине обижается, что не взял её в лодку)
С надувными лодками я «знаком» ещё с конца 50-х годов – отец привез с фронта трофейную лодку немецкого летчика, сбитого над позицией их батареи. Это была небольшая продолговатая лодочка желто-оранжевого цвета размерами с камеру грузовика. Сидеть в ней нужно было на дне, ноги при этом упирались в противоположный борт. Однако отец, страстный рыбак и охотник, умудрялся садить в эту лодочку ещё и нас с братом и переплывать небольшие водоемы и речки.
После неё было ещё порядка десятка лодок, причем три из них я выловил в Енисее – видимо, их унесло ветром. Одна «катилась колесом» посередине фарватера – пришлось долго и далеко гнаться за ней. Одна из лодочек была такая маленькая и легкая, что входила в небольшой рюкзачок и надувалась ртом за несколько минут – я много лет использовал её на ходовых охотах.
Никаких особых мер по сохранению лодок зимой не применяю – помыл, высушил, и лежат слегка поддутые или не туго скатанные в подполье или на антресолях в гараже. Единственные обязательные при любых условиях действия: приехал домой, лодку вывернул, положил сушить и лишь на другой день тряпочкой вымел мусор и убрал. Одной из моих лодок уже далеко за 40 лет, но она всё ещё «на плаву» и имеет всего по одной заплатке на борту (окунем проткнул) и на дне (щука прокусила). Недавно, взамен состарившейся и ставшей ненадежной для дальних сплавов, жена подарила мне гребную лодку с надувным дном «Агул-270» из ПВХ. Такие лодки хотя и считаются двухместными, но рыбачить и сплавляться на них в комфортных условиях можно лишь одному (ну и плюс собака).
С подвесными лодочными моторами «общаюсь» с начала 60-х годов – это были «ЗИФ» и «Стрела» енисейского бакенщика, инвалида-фронтовика Федора Григорьевича Родина, товарища моего отца. Затем были «Ветерки -8, -12» и «Москва». Более мощными моторами мне пользоваться не пришлось – не было нужды: моя облегченная «Казанка» (без булей, «родных» тяжеленных лавочек и пайолов) с небольшим грузом легко выходила на глиссирование под «Ветерком-8», а с пассажиром и грузом под «Ветерком-12». Надежность этих моторов была настолько высока, что последние лет 6-8 в моей «Казанке» даже не было весел - только небольшой шест (отойти-причалить, да мели-перекаты пройти).
До позапрошлого года у меня надувные лодки с моторами «не пересекались», лишь теперь, с возрастом, встала задача подобрать такой комплект, чтобы легко управляться им в одиночку (грузить, переносить, устанавливать). Был приобретен китайский мотор 3,5 лс и я попытался «подружить» его с гребной лодкой «Агул-270».
Тут поджидал «сюрприз: пока не занялся изготовлением выносного транца, не замечал многих дефектов и откровенного брака лодки.
Не могу судить, относится это исключительно только к моему экземпляру или к «Агулу-270», как модели. Но после старых резиновых лодок «Агул-270» настолько мне понравился, что я много сил и времени потратил на попытки приспособить на неё подвесной мотор 3,5 лс.
Изначально было понятно, что на таких маленьких лодочке и моторе больших скоростей добиться невозможно даже теоретически. Да и цели ставились исключительно утилитарные: замена веслам, облегчить дальние переходы. Ну и естественное желание – использовать все возможности этого комплекта по максимуму. Да и многолетний «речной» опыт стимулировал к поискам.
Для установки мотора на эту лодку изготовил навесной транец, конструкция которого несколько раз менялась (способы крепления, расположение по отношению к кормовому баллону, возможность регулировки высоты мотора и угла наклона по отношению к лодке и т.д.).
- из-за конструктивной особенности лодки (сильно приподнятые носовая и кормовая часть) при добавлении газа больше «малого» мотор буквально «залазит» под лодку и выйти на глиссирование на Агул-270 с мотором 3,5 лс невозможно;
- как замену весел мотор 3,5 лс можно использовать лишь с большими ограничениями (достаточно большой груз в носу лодки). И даже при этом условии поворот ручки газа допустим не более чем на 30-40% - водоизмещающий режим.
Окончательный вывод для «Агул-270»: при всех исключительно хороших «мореходных» качествах и удобстве в эксплуатации, эта лодка для полноценного использования с подвесным мотором не годится.
Далее была приобретена транцевая ПВХ лодка того же производителя - «Клай-270». Известно, что подобные лодки, из-за «своеобразного» соотношения длины и ширины, ведут себя под мотором также «своеобразно» - склонны «кобрить», дельфинить», плохо держат курс не только в поворотах, но и по прямой, и т.п. Избавиться (или уменьшить) эти недостатки можно с помощью дополнительных мер: увеличение жесткости лодки, изменение формы днища (киль), применение транцевых плит на лодку и (или) гидрокрыла на мотор – этим и занялся.
Поскольку поведение надувных лодок под мотором очень сильно зависит от малейших изменений их геометрии, то предсказать поведение конкретной лодки невозможно - помогут только эксперименты на воде, которыми и занялся. Чтобы иметь объективный «взгляд со стороны», поставил машину с видеорегистратором прямо у воды – при отсутствии тахометра и «джиписи» это помогло разобраться с некоторыми моментами, которые не заметить сидя в лодке. На таких видеороликах хорошо видно насколько правильно установлен мотор, как «сидит» лодка на воде, куда направлены и какого размеры «усы» и т.д. Всё это вечером в спокойной обстановке просматривал и анализировал, сравнивал со своими ощущениями на воде и затем в гараже вносил изменения в конструкции навесного транца и плит.
В процессе испытаний был изготовлен цельный пайол из 10 мм. фанеры и было решено сделать транцевые плиты на лодку, гидрокрыло на мотор, небольшой съёмный киль с установкой его между пайолом и дном. Но оказалось, что транцевые плиты настолько эффективны, что на них пока и остановился. Гидрокрыло отложил на будущее, а киль вообще не нужен – с испытуемыми плитами лодка отлично держит курс и в поворотах, и по прямой.
Окончательный результат, удовлетворивший меня, был получен за три выхода на воду. Сравнительно точный замер скорости был сделан самым простым способом: замерил время, за которое трижды пересек Енисей в приметном месте. Вечером посмотрел в интернете в программе SASPlanet расстояние в этом месте и получил скорость не менее 14 км\час. На мой взгляд, для такого комплекта это нормальный результат - меня устраивает!
https://www.youtube.com/watch?v=CxEdjUMA__8
(На звуки за кадром не обращать внимания – это собака в машине обижается, что не взял её в лодку)
PS. Испытания на воде
показали, что при поисках оптимального решения не стоит одновременно менять
сразу несколько «параметров», а делать это поочередно. Например, сначала ставим
жесткий пайол и определяем его плюсы и минусы; затем устанавливаем транцевые плиты в среднем (стартовом)
положении, убеждаемся в их работоспособности и пробуем изменять угол; следующий
шаг – пробовать поднять мотор на транце (проставками по 0,5-1 см); затем
пробовать изменить угол установки мотора (на другую «дырку»; и так далее.
Одновременное изменение кажется быстрее, но не дает объективной картины и можно
пропустить оптимальное положение мотора или плит. И, по возможности, всё
снимать на видео с последующим просмотром и сравнением со своими
ощущениями.
Уточним некоторые термины:
* «Кобра» - движение лодки с высоко задранным носом:
несоответствие мощности или положения мотора характеристикам лодки (падение
скорости, опасность на волнах). *«Дельфинит» («дельфинирует») – лодка скачет как по
волнам: несоответствие лодки и мотора или расположения центра тяжести в лодке.
Особого вреда нет, кроме дискомфорта и повышенной опасности при непогоде.
*«Прохваты» («мотор взрыкивает» - на винт работающего
мотора вместе (или вместо) с водой попадает воздух: слишком высоко поднят мотор; или из-за недостаточно жесткого днища (или
низкого давления в баллонах) под днище захватываются «порции» воздуха и
попадают на винт. При этом резко возрастают обороты винта – имеет крайне
негативное влияние на техническое состояние мотора.
*«Рычание» мотора – выход из-под воды выхлопного
отверстия: слишком высоко поднят мотор или «нерационально» распределяются
потоки воды из-под днища по отношению к мотору (вреда мотору практически не
приносит)
Комментариев нет:
Отправить комментарий