Георгиевская ленточка

ОХОТА НА ЛИСУ С НОРНОЙ СОБАКОЙ

Как раз сейчас, начиная с декабрьских морозов, и пришло время активной охоты на лису с норными собаками.

Мы начинали свои охоты на лису с норными собаками ещё 30 лет назад, когда не было интернета, да и литературы на эту тему в нашей глубинке было крайне мало. 
Учились на своих ошибках и набирались опыта, тем более что хорошим стимулом была достаточно высокая стоимость лисьего меха. Даже при малом опыте, охота с норной собакой на лису очень результативна, не сравнить ни с капканным ловом, ни с охотой с манком, ни с засидками.
 Наши затраты на приобретение щенка вельштерьера (с поездкой на самолете из Сибири в Москву) окупились уже в первый же охотничий сезон!
 



О лисьих норах

Если барсук типичный норный зверь, который до 5 месяцев в году вообще не выходит из норы, а в остальное время проводит в ней все светлое время суток, то у лисы всё иначе. Постоянно в норе она находится подолгу лишь месяц-полтора в году, пока выводит потомство. Затем ещё месяц-полтора кормит-согревает подрастающих щенков и всё! Все остальное время (до 9 месяцев) лиса живет наверху и нора служит лишь временным убежищем от непогоды или опасности.








Причем использует не какую-то определенную, постоянную нору, а любую случайную, оказавшуюся ближе. По моим наблюдениям, когда есть выбор, лиса предпочитает для временных укрытий небольшие норы, а не многоуровневые городки. Поэтому обычно лисьи норы и выглядят иначе, чем барсучьи: всего лишь «дырка» в земле, изредка рядом может оказаться помет. 
Исключение – выводковые норы, рядом с которыми имеется площадка для молодняка, выбитая до земли, много помета размером с детский мизинец, кости, перья и, главное, устойчивый аммиачный запах.
 



Самое результативное время для поиска выводковых лисьих нор продолжается недолго: в конце мая лисята начинают выходить из норы и вести себя очень активно, а уже в июле, после взросления и ухода лисят, всё это зарастает травой и исчезает. В нашем регионе о возрасте лисят можно ориентироваться по растениям: зацветают жарки (огоньки, купальница) – начало выхода щенков на поверхность.



отцветают кукушкины сапожки (венерины башмачки) – начинают расходиться из норы в самостоятельную жизнь.
 



В этот период гарантированным признаком близости выводковой норы является нетипичное поведение лисы. Обычно лиса незаметно наблюдает за человеком (а сейчас и за машинами) и старается потихоньку скрыться.
Если же рядом находится выводковая нора с уже выходящими наверх щенками, лиса старается показаться на виду и кружит, периодически взлаивая (похоже на лай собаки или косули). Лисята при этом прекращают игры и собираются у входа в нору или вообще скрываются из виду. При виде собаки лиса держится у неё на виду, изредка тявкает и уводит от норы.
 
 Если летом удается обнаружить выводковую нору, то зимой по близости можно рассчитывать добыть 3-4 трофея, поскольку первый год жизни лисята нередко живут хоть и врозь, но по два-три на площади, занимаемой обычно одной взрослой лисицей.
 В весенне-летний период каждую встреченную нору считаю потенциальным местом охоты с норной собакой или капканами (последние годы): «ликвидирую» неудобные отнорки, расчищаю «нужные» тропы и сектора для стрельбы, присматриваю места для «номера» с учетом разных направлений ветра и т.п.

Зимой норы, посещаемые лисами, лучше всего искать при потеплении после сильных, затяжных морозов или метелей. Выходя из норы, лиса всегда тщательно отряхивается и до следующего снегопада или ветра на снегу остается хорошо заметное грязное пятно.
 









Кроме этого, в январе-феврале (зависит от региона) лисы-самки активно исследуют все норы в ближайшей округе, подыскивая себе место для щенения. Это так же удобное время для «переписи» лисьих нор.
 


Ну и конечно же, следует обращать внимание на тропы и мочевые точки в период гона:








Подавляющее большинство нор находится в таких местах, где у зверей есть возможность либо выйти незаметно, либо быстро скрыться из виду: в зарослях, на склонах оврагов и т.п. На виду у охотника лиса находится очень мало времени, стрелять приходится «накоротке», поэтому нужны ружье и патроны с раскидистым боем. Тут каждый охотник будет искать выход сам, исходя из своего ружья, подбирать патроны с разукучнителями, дисперсанты и т.д. и т.п. 
 У меня с МЦ 21-12 (чок 1,0) с этим были большие проблемы, так и не решенные до конца до сих пор.

Поведение на норах

Основная заповедь охотника с норной собакой – бесшумный подход к норам. А точнее сказать, на «номер» - к самим «дыркам» ни в коем случае подходить не следует – собака зайдет в нужный отнорок сама.

Надо отчетливо понимать, что от скрытности подхода зависит не только время ожидания выхода зверя, но и, в большой степени, здоровье собаки, количество ран и повреждений на ней.
Когда необходимо разобраться с входными\выходными следами на снегу, круг надо делать на расстоянии, заведомо большем предполагаемой длины норы. При этом идти тихо, не топать, не спотыкаться, не касаться стволов деревьев и кустов и, уж тем более, не пытаться прослушать ситуацию в норе.
При крайней необходимости (для установки обметов, занять удобную позицию и т.п.), очень осторожно ходить над норами можно лишь после того, как собака заработает по лисе и будет отвлекать её внимание.

Об использовании обметов при охоте на лису с норными

Для себя сделал вывод, что применение обметов оправдано лишь в двух случаях: когда нужен живой зверь и когда есть удаленные выходы за пределами сектора обстрела (стараюсь их «ликвидировать» до сезона охоты). В остальных случаях обметы только создают проблемы. Лиса дольше не выходит из норы, поскольку практически всегда слышит, как их устанавливают, да и запах от них может попасть в нору. Следовательно, зверь ожесточеннее сопротивляется и может нанести больший «ущерб» собаке.

Место для «номера» выбираем под ветром или в полветра – чтобы запах человека не набросило к отнорку. Его («номер») лиса не должна видеть до выхода из норы. Случалось и так: выскочившая лиса, заметив преждевременное движения охотника, успевала вернуться в нору и больше её можно было не ждать – не выйдет.

О собаках

Спускать с поводка собаку можно только приготовившись к выстрелу – бывало, что лиса выскакивала на первой минуте после захода собаки. 
Запускаем собак только поодиночке.
Две собаки в норе будут мешать друг другу, «задняя» собака подопрет «переднюю» и лишит её возможности маневрировать, а значит, будут лишние травмы. Из-за конкуренции они будут провоцировать друг друга на рискованные действия.

При транспортировке задавленного зверя даже на верху собаки вырывают его друг у друга, тащат в разные стороны. А в норе они могут тушку «сложить вдвое» и заклинить в узком месте норы. При этом одна из собак может оказаться отрезанной от выхода и тогда придется бить шурф. Сделать это зимой крайне тяжело, да и собака чаще всего молчит, когда нет борьбы со зверем, поэтому найти её будет нелегко.

Начинающие охотники с норной часто недооценивают лису как бойца. Этому способствует и первоначальное знакомство и притравка норной собаки по зверям вольерного содержания на притравочных станциях и площадках, где недостаточно часто меняют зверей.
 Такие подсадные звери быстро привыкают к регулярным встречам с собаками, осваиваются со своим положением и начинают быстро «поддаваться и подставляться». Они уже понимают, что им ничего опасного не грозит, и их быстрее оставят в покое. А собака, не получившая достаточно серьезного, болезненного отпора, может потерять осторожность и в реальной схватке в норе.
 Отсюда следует совет владельцам молодых собак: не обольщаться быстрыми «успехами и победами» своих питомцев на притравочных норах и быть особенно внимательными к собакам, склонным идти напролом и брать «по месту».

Даже крепкий, здоровый зверь всегда предпочитает избежать драки, но стоит заподозрить наверху присутствие охотника, и он будет драться насмерть и может нанести очень серьезные травмы. Что и понятно, поскольку для собаки цена победы – добыча, а для зверя – жизнь.

Ещё один важный момент – надо помнить, что с выходом из норы лисы охота не заканчивается! Очень часто зверь бывает не один, особенно там, где нор мало или снег и ветер «запечатали» многие из них. Обязательно надо дождаться выхода собаки и убедиться, что больше она туда не пойдет. Из-за своей поспешности не меньше десятка лис нами было упущено в первые годы охоты с норными!

Никогда не следует «насильно» посылать собаку в норы. Собака САМА должна определять заходить в нору или нет.



Во-первых, лисий запах очень сильный и стойкий, во-вторых, температура в норе значительно выше, чем наверху, поэтому естественное движение теплого воздуха «на улицу» приносит и запах понорившейся лисы.
 
Посещение собакой пустой норы - БРАК в её работе, пустая трата времени, когда световой день и так короткий. 
Чаще всего, это следствие неправильного поведения неопытного владельца молодой собаки и, к сожалению, исправить это практически невозможно.
 Умение собаки «с улицы» определить наличие зверя в норе избавляет охотника от необходимости обходить норы, считая следы. Это не только экономит время и силы, но и избавляет от ошибок при многоследице (плюс к этому «привычка» лисы ходить по своим и чужим следам).

Из пяти наших терьеров только одна собака могла зайти в пустую нору на продолжительное время и это было крайне неудобно. Остальные либо не заходили вообще, либо могли «заглянуть» на метр-полтора на 10-15 секунд.

Для норной собаки охота на лису на порядок менее опасна, чем на барсука. Совершенно неоправданно некоторые авторы говорят о сложности охоты с норной, когда лиса зашла в барсучью нору.

Во-первых, охота на лису разрешена лишь когда её шкура станет выходной, а значит уже наступили устойчивые холода, землю сковало - в это время уже давным-давно все барсуки спят и попасть в их жилище лиса не сможет – пробками заткнуто. Конечно, могут быть и исключения, но крайне редко и тут уж ничего не поделаешь.

Во-вторых, рассказы о каких-то неимоверно сложных и запутанных многоярусных лисьих норах из области фантазии. Сами лисы не роют таких сложных нор, а в барсучьи многолетние городки доступ лисе практически всегда ограничен. 
Даже спасаясь от преследования охотником или собакой, лиса не уходит далеко вглубь. Укрываясь от непогоды, лиса так же ложится не далеко от входа, там уже сухо, не задувает ветер и температура воздуха значительно выше, чем на улице.

За много лет охоты с норными собаками мне не раз доводилось доставать из нор лис, погибших от ран или капканов и петель. И абсолютно все они находились не далее нескольких метров от входа.
За все годы охоты на лису с норными, мне НИ РАЗУ не приходилось бить шурфы для помощи собаке.

Конечно, были и сложные ситуации:
 
- собака не могла вытащить лису, «сложившуюся пополам» и заклинившую в норе – использовал четырехметровый тросик с «ёршиком» на конце (типа сантехнического);
 
- собака «умудрилась» заткнуть выход перед собой старой травяной барсучьей «пробкой» и  тросик не помог. Вырезал из куста длинный «крючок» и вытащил (а больше растормошил) им траву;

- капкан с лисой намертво вмерз в стенку норы недалеко от выхода, ни собака, ни тросик справиться не могли – пешней расширил и углубил вход, заполз в него и лежа пешней отдолбил капкан (хватило пары ударов);
 
- собака вышла из бокового отнорка в огромный сугроб на склоне оврага, обратный путь в нору засыпала снегом и «взвыла» - пришлось откапывать её ногами по грудь в снегу. 
Подобные выходы в засыпанные снегом отнорки случались несколько раз.

Почти каждой из моих собак приходилось не раз оставаться на ночь в норе – ситуация не трагическая, обычная для норных охот. Оставлял еду и тряпку рядом со входом, а утром приезжал за собакой – «раскаявшейся и осознавшей».

В противоположность охоте на барсука, гораздо лучше, если норная собака работает по лисе не слишком агрессивно, не идет на прямой контакт со зверем и периодически выходит из норы, позволяя охотнику взять её на поводок.
Если барсук в такие паузы успевает закопаться, отгородить себя перемычкой и стать недоступным для собаки, то лиса наоборот, стремиться выйти из норы, а точнее сказать, вылетает пулей. Разумеется, если не подозревает о присутствии охотника.

Нередко после выхода собаки проходит до 10-15 минут, и тогда, расслабившись, уже почти перестав ждать, мажешь по стремительно несущейся лисе.
 Обычно так ведут себя более старые, опытные звери. Поэтому надо всегда помнить, что если было слышно работу собаки по зверю, то он рано или поздно выйдет. Исключение составляют звери тяжело раненые или с капканом на лапе – эти не выходят. О работе по таким лисам можно определить по двум признакам.
 Первый - на слух: лиса перемещается по норе только в самом начале, короткое время и затем «занимает оборону» в удобном месте (тупик или развилка).
Второй – у собаки (даже не самой агрессивной) при выходе из норы на морде будет шерсть или кровь. Правда в таком случае и ждать выхода собаки придется намного дольше.

После охоты

Существует и проблема, вернее «неудобство», охоты с норными собаками на лису – при входе и выходе в норы при минусовых температурах снаружи и плюсовых в норе, шерсть собак сильно пачкается, даже при песчаном грунте, не говоря о глине или черноземе. Когда есть рядом высокие травы или глубокий снег, бегающие собаки очистятся за 10-15 минут (мы обычно делаем загон-другой). Если снег мелкий, приходится использовать щетку и тряпки.

ОБЯЗАТЕЛЬНО надо иметь с собой в машине (рюкзаке) расческу с частым зубом! Круглый год, даже в самые сильные морозы, на лисах блох ВСЕГДА огромное количество. 
 Даже когда в норе зверя нет, после 5-10 минут нахождения в норе собака выносит на себе блох. Самое оптимальное, сразу после выхода из норы поработать расческой, пока блохи находятся сверху и не успели забраться глубоко в шерсть.



В любом случае, хотя и привозим собак чистыми и сухими, дома ставим их в ванну и тщательно ещё раз вычесываем. На белом фоне дна ванны черные и темно-коричневые блохи очень хорошо заметны и легко уничтожаются. Пренебрегать этой процедурой не следует – слишком велика вероятность для собак заразиться через блох.
После этого собак купаем и тщательно вытираем.

Об охоте с норными собаками на БАРСУКА  здесь:
https://gorlevskijblog.blogspot.ru/2015/04/blog-post_8.html


PS. Нередко в интернете в отчетах с охоты и статьях можно встретить описания того, как охотники через отнорки пытались криками поощрять, или отзывать свою собаку.
 Иначе, как глупым, такое поведение не назовешь! 
Мало того, что лиса будет ещё ожесточеннее сопротивляться и окончательно откажется от выхода из норы. Такое «поощрение» от хозяина ещё и спровоцирует собаку на более активные и неосторожные действия, приводящие к тяжелым повреждениям. Особенно это касается недостаточно опытных и первопольных собак. 
На один из таких «рассказов» о безграмотных действиях охотников, погубивших свою собаку, я не выдержав, написал свой «отзыв»
https://gorlevskijblog.blogspot.ru/2017/06/blog-post.html



«Охотник и рыболов Сибири», январь 2018 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий