Георгиевская ленточка

МАГНИТНЫЙ ТОРМОЗ ДЛЯ ИНЕРЦИОННОЙ КАТУШКИ


Предыстория такова.

Приобретя эхолот, обнаружил сазана далеко от берега - фидером не добросить, только завозом. На безынерционных катушках 200-250 метров мононити не помещается, да и приходит в негодность («жуки») слишком быстро – разоришься. «Раскопал» коробки со «списанными» старыми инерционными катушками от спиннинговых и «балдежных» рыбалок. Дальний заброс ими не сделать, но смотать на барабан леску с рыбой можно без проблем. Однако оказалось, что при завозе на большое расстояние на открытой воде при волнении и течении, лодка двигается не равномерно, с рывками и торможениями, сменами направления. Поэтому частенько приключались «бороды», а поролон в кольца, резинки на барабан и т.п. способы были не надежны. Как возникла идея, уже не помню, но толчком для реализации послужила переделка станка для заточки ножей. Вместо крепежных винтов для удержания лезвия ножа был использован неодимовый магнит от винчестера компьютера. Эффективность этих магнитов настолько впечатлила, что стал искать им и другое применение.


Вариантов исполнения магнитного тормоза «придумалось» немало, но выбирать конкретный приходилось исходя из конструкции катушки.
Снимаем барабан и «по месту» смотрим, где удобнее расположить магнит и его «привод». Вырезаем из бумаги «рычаг» для магнита, выбираем место для его крепления (ось), замеряем расстояние от корпуса до барабана и т.д. На корпус надо нанести маркером проекцию положение шестерни трещотки и траекторию движения «железа». Рычаги я делал из двухмиллиметрового алюминия (дюраля?).

Не забыть прикинуть привычное положение катушки в руках на рыбалке, чтобы удобно расположить рычаг тормоза (насколько это возможно).

Конфигурация рычага такова, чтобы в одном крайнем положении магнит находился напротив «железа» барабана (максимальное торможение), а в другом крайнем положении исключалось касание шестерни «трещотки». 

Неодимовые магниты

Магниты из старых винчестеров я брал вместе с основанием (так они «сильнее»), обтачивал лишнее, и клеил на рычаг.


   
Внимание: 
1) неодимовый магнит нельзя нагревать выше 80 градусов – необратимо размагнитится! 
2) при попытке отделить от основания магнит легко ломается или крошится! 
При необходимости без проблем можно выписать из Китая – огромное количество форм, размеров, силы и цены. Практически во все катушки между корпусом и барабаном помещаются магниты до 5-6 мм толщиной.

Катушка большого диаметра (130 мм) 

У этой катушки уже был вырез в корпусе, а рядом с ним имелось достаточно свободного места для монтажа рычажка с магнитом. Барабан катушки весь из немагнитных материалов, за исключением двух стоек для ручек. Для затормаживания их было явно недостаточно. Однако 16 стоек, соединяющих щёчки барабана, были из трубок, внутренним диаметром 4,1 мм. Осталось напилить отрезков железной проволоки диаметром 4 мм. Для надежности эти «стержни» слегка изогнул в средней части, вставил в натяг в стойки и закернил с торцов. Для катушек большого диаметра, имеющих большую угловую скорость (а значит и инерцию) требуется и больше «железа» - я вставил стержни во все 16 стоек.




Внимание: после окончательной установки «стержне» в стойки, удалить их без риска повредить барабан будет очень сложно! Лучше устанавливать поэтапно, группами, (симметрично) – через две, через одну и т.п. и проверять эффективность торможения.

Катушка меньшего диаметра (110 мм)


У этой катушки стойки были из алюминия, поэтому использовал две пластинки из жести. Закрепил их симметрично, заменив две стойки на длинные болтики. Остальное ясно из фото.









Если же в катушке нет места для установки магнита на рычаге или не нравится сам принцип с поворотным рычагом, то можно регулировать торможение иначе. Поскольку в большой степени сила торможения зависит от расстояния между магнитом и «железом», то другой способ – перемещение подпружиненного магнита в вертикальной плоскости. Фото, к сожалению, не сохранилось, а катушку ту переделал. Поэтому только рисунок:



В результате переделок обнаружилось несколько интересных эффектов.

1. Для плавного торможения «железо» должно располагаться равномерно по окружности барабана с разрывами между ними не более длины магнита. При перемещении рычага с магнитом от опорных стоек к стойкам ручек (их всего две) подтормаживание барабана стало «прерывистым», как бы с подергиванием. По этой причине я решил вторую катушку сделать именно с таким «пунктирным» торможением – для рыбалки на балду с лодки. Получилось так, что мушки «отыгрывают» не только скольжение грузила по дну, но и мелкие «рывочки» от магнитного тормоза. Это особенно полезно на небыстром течении и «гладком» дне.

2. При установке на барабан непрерывного (цельного) металлического кольца из жести эффективность торможения оказывалась ниже, чем с «кусочками» железа.

Обратная сторона медали: добавление «железа» и рычага с магнитом незначительно увеличивает общий вес катушки. Но для моих рыбалок завозом и на балду с лодки это совершенно не имеет значения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий